Достопримечательности евпатории (часть 1)

Город-курорт Евпатория славится не только как курортный город, но и как город с многовековой историей. В это городе сохранилось множество исторических памятников разных народов и культур.
О некоторых из них я и расскажу в данной статье.

  • Собор св. Николая Чудотворца (Свято-Николаевский собор) был заложен 11 июля 1893 г. (по старому стилю) на месте обветшавшего здания церкви Святого Николая Мирликийского. Архитектор — А. О. Бернардацци. Собор был торжественно освящён в 1899 году Преосвященным Никоном, епископом Вольским. Находится на ул. Тучина.

 

Первоначальная роспись интерьера была очень проста и строга, так как храм возводился в духе ранних византийских крестово-купольных храмов, где архитектурная форма собора несла основную, эмоциональную нагрузку. Позже на своде храма стал парить Христос, написанный учителями первой евпаторийской гимназии.

 

Существующая роспись внутри собора возникла в 70–80 годы XX века.
В настоящее время храм украшают 3 вида крестов:
на ограде — георгиевские, олицетворяющие воинскую доблесть павших, на колоннах — византийские, в память о походе на Константинополь в 1878 г., и русские православные кресты на двух куполах. Раньше купола венчали византийские кресты, но во время реставрации их заменили на современные, нарушив архитектурную композицию храма.

 

Во дворе за оградой у северного входа виден небольшой крест, установленный на могиле врача Н. Оже, который впервые применил на практике научно-обоснованное лечение сакскими грязями. За это уездный врач получил звание потомственного дворянина и был погребён на территории собора.

 

В глубине церковного двора находится крест — памятник на месте престола сгоревшей греческой церкви. В знак признательности за помощь (русско-турецкая война 1877–1878 годов) в обретении независимости своей Родины, греческая община безвозмездно передала это место под русский православный собор.
В соборе побывал император России Николай II с семьёй в 1916 г.

 

  • Церковь Святого Илии (Храм Святого Ильи-пророка) — греческая церковь, освящённая во имя святого пророка Илии, находится на самой набережной Евпатории; по дореволюционным понятиям, к западу от неё начиналась новая часть города. Принадлежит Симферопольской и Крымской епархии Московской патриархии.

 

Храм построен в 1911 — 1918 гг. городским архитектором А. Л. Генрихом. Наряду с мечетью Джума-Джами и Николаевским собором входит в число трёх наиболее значимых архитектурных доминант города, их купола — неотъемлемая и самая выразительная часть открывающегося на Евпаторию вида со стороны моря.

 

В отличие от затейливого Николаевского собора греческая церковь смотрится довольно сердито: гладкие темноватые стенки из пиленого ракушняка, большие лаконичные детали фасадов. Храм построен в греко-византийском стиле, поэтому традиционно план имеет вид креста. Здание церкви возвышается на высоком цоколе, что, несмотря на небольшие размеры здания, делает его вид более внушительным. Купол покоится на восьмигранном барабане, каждая грань которого заканчивается фронтоном. Украшают храм тонкие пилястры, полуциркульные арки, тройные окна с витражами. С восточной стороны расположена пятигранная апсида, главный вход оформлен в виде арки, опирающейся на две полуколонны. Примечательна трехъярусная колокольня, которая значительно выше основного купола..

 

Приключения советского времени греческий храм пережил не без утрат, восстановительные работы ещё не закончены.

 

К юбилею Евпатории в 2003 году колокольню восстановили, был установлен новый колокол. Его отливали на днепропетровском предприятии «Благовест-1». Высота колокола составляет 89 см, диаметр — 84 см, на поверхности — надпись: «Сей колокол отлит в честь 2500-летия богоспасаемого града Евпатории в лето 2003 от Рождества Христова для храма пророка Илии».

 

  • Мечеть Джума-Джами ("ханская мечеть") была заложена известным в Гезлёве в 1552 году турецким зодчим Синаном. Это единственная многокупольная мечеть в Европе, памятник мирового значения. В списке сооружений Синана она числится под номером 77. В ней проходило коронование всех крымских ханов. Во дворе мечети находятся могилы турецких генералов, погибших в период русско-турецких войн ХVIII – ХIХ веков. Полностью реставрированная мечеть действует и в настоящее время (ул. Революции, 36).

 

Композиция храма построена по принципу «нарастающих объёмов». Образцом для этой и других мечетей Ходжи Синана мог послужить известный собор Св. Софии в Константинополе. Несущие части собора сложены из известняка, но основной материал, использованный при строительстве, — камень-ракушечник. Мечеть — центральное купольное здание, в плане приближающееся к квадрату, с запада и с востока к которому пристроены два минарета. Два яруса редко посаженных окон освещают двухэтажные боковые галереи, перекрытые плоскими куполами по три в ряд.

 

Центральный зал, высотой около 22 метров, перекрыт мощным куполом с 16 окнами.

 

В годы советской власти мечеть была закрыта как религиозное учреждение и использовалась как памятник архитектуры и музей, а в 1990-е годы была возвращена верующим.

 

  • Сохранился и комплекс Текие Дервишей (обитель странствующих дервишей), который состоит из мечети с минаретом ХVI – ХVII вв. и здания постоялого двора ХVIII – ХIХ вв.

 

Это единственный в Крыму памятник, представляющий суффийское течение в исламской религии.

 

На ул.Татарской, 54 стоит мечеть Шукулай-Эфенди, построенная в XVII-IXX вв.

 

  • Караимские кенасы в Евпатории - храмовый комплекс крымских караимов (караев), который занимает 0,25 га и состоит из здания Большой и Малой кенассы (молитвенных домов), здания религиозной школы (мидраш), благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков (Виноградный, Мраморный, Ожидания молитвы, Ритуальный, Мемориальный).

 

Комплекс кенасс в составе Большой кенассы и Малой кенассы был построен в начале XIX века по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. В 1805 году было закончено возведение Большой соборной кенассы, а в 1815 году на месте обветшавшего караимского храма XVI века сооружено здание Малой кенассы.

 

на фото Большая соборная кенасса.

 


:

на фото Малая кенасса.

 

Комплекс кенасс — памятник архитектуры XVIII в. государственного значения. В настоящее время в нём проводятся экскурсии, работает караимская библиотека «Карай-битиклиги», а также размещены небольшой музей караимской культуры и кафе караимской кухни под названием «Караман».

 

  • Армянская церковь в Евпатории. Храм строился в течение нескольких десятилетий с 1817 по 1885 год. До этого здесь существовал армяно-григорианский храм Св. Никогайоса (Николая), но он был сожжен в 1736 году. Здание, сохранившееся до наших дней, является копией феодосийской армянской церкви - имеет три входа (с запада, севера и юга), украшенные портиками с крестовыми сводами.

 

Находится по адресу: ул. Интернациональная, 44.

 

  • Синагога "Егия-Капай" - еврейский молитвенный дом. Синагога Егия-Капай (еврейский молитвенный дом) также известна как "Ремесленная", поскольку её построили в 1912 г. на деньги ремесленников, проживавших в близлежащих кварталах. Ныне храм принадлежит религиозной общине прогрессивного иудаизма, насчитывающей более 100 верующих.

 

Над шестиконечной звездой можно увидеть библейские символы: стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять Заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай.

 

  • Гезлёвские ворота(Одун Базар Капусу) — Дединственные из пяти ворот средневекового города Гёзлёва, сохранившиеся до наших дней. В переводе с крымско-татарского их название означает «Ворота Дровяного базара». В наше время их называют просто - Гёзлёвские ворота. Ворота Дровяного базара находились на востоке средневекового города Гёзлёва (Кёзлёва). Именно через эти ворота крымские ханы отправлялись в свою столицу Бахчисарай после благословенного молебна в мечети Хан-Джами (Джума-Джами).Ворота были заложены в конце ХV века и простояли более 4-х веков, выдержав и атаки запорожских казаков, и русско-турецкие войны…В 1959 году ворота были разрушены. И только в 2004 году, благодаря усилиям меценатов и поддержке властей Евпатории, Гёзлёвские ворота были восстановлены в прежнем виде. Их восстановление происходило по старинным технологиям, не предполагающим каких-либо скрепляющих материалов. Главные ворота средневекового Гёзлёва (Кёзлёва) – Гёзлёвские ворота в наше время являются частью экскурсионного маршрута «Малый Иерусалим», занесённого в Книгу Рекордов Украины.

 

Гёзлёвские ворота – это не просто проём в стене. Они имеют три этажа.
На втором этаже ворот находится уютная татарская кофейня – Кёзлёв къавеси - ещё один экскурс в историю города. В кофейне представлены музейные экспонаты, а также – размещена выставка народных умельцев. В кофейне, сидя на уютных подушках, можно попить настоящего гёзлёвского кофе и послушать восточную музыку.
На третьем этаже Гёзлёвских ворот расположился Музей быта татар, музейная экспозиция которого знакомит со средневековым периодом истории города Гёзлёва - в то время главного порта Крымского ханства.
Основой этого музея является уникальный макет средневекового Кёзлёва (Гёзлёва), размером 5х9 м, который воссоздаёт средневековый город ХVI – начала ХVII веков с точностью до каждого дома. Этот первый и единственный такого рода макет входит в тройку лучших макетов Украины. Экскурсия по музею сопровождается музыкой и подсветкой, имитирующей утреннее пробуждение города Кёзлёва.

 

  • Турецкие бани (турецкий хаммам) существуют и действует со времен средневековья. Они были построены славянскими рабами в XVI веке - в то время на территории нынешней Евпатории находился один из самых больших невольничьих рынков Европы. Здесь мылись не только турки и крымские татары, но и славяне-рабы.

 

Турецкие бани работали почти 500 лет вплоть до начала 90-х годов прошлого века, потом здание было закрыто на ремонт. И только около двух лет назад в банях начали проводиться краеведческие экскурсии.